Наверх

Рентген для трубы

Дата публикации: 04 Июля 2014

     Участок реки  Северная Двина  неподалеку от города Котласа Архангельской области.  Места красивейшие:  высокий берег зарос соснами,  а противоположный пологий, покрытый белым чистым песком,   навевает безмятежное пляжное настроение. Идеальное место для отдыха. А между тем где-то под этим песком  и дном  реки лежит трубопровод, по которому безостановочно  течет нефть .  Таких подводных переходов  на  магистральных нефтепроводах в зоне ответственности  ОАО «СМН» от Усинска до Ярославля – 21, причем три из них проложены  через крупные судоходные реки – Северную Двину, Сухону и Волгу.  И на предприятии делают все, чтобы в местах, где лежит нефтяная труба,  хотелось искупаться  и порыбачить.

В 2003 году  в АК «Транснефть», а за ней и в ОАО «СМН» была введена в действие экологическая политика, а чуть позже  внедрена система экологического менеджмента, включающая в себя  организационную структуру, планирование,  ответственность, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, анализа и реализации экологической политики.  То есть весь производственный цикл  на предприятии с тех пор более жестко, по международным стандартам увязан с вопросами охраны окружающей среды. А если сказать проще - здесь работают в полном соответствии с принципом «хочешь мира -  готовься к войне» (в применении к нефтяникам - «хочешь безаварийной работы – готовься к ЧП»).  Одних только учебно-тренировочных занятий по ликвидации условных разливов  нефти в целом по объединению проводится  около двухсот в год.  На одно из таких учений - на Северной Двине - и были приглашены экологи и журналисты.

- Цель таких занятий – отработать  и привить персоналу навыки работы с нефтесборным оборудованием, выявить недостатки в работе сотрудников и техники в нештатной ситуации, - говорит   начальник отдела экологической безопасности и рационального природопользования  ОАО «СМН» Василий Большаков. – Так, зимой на базе «Северной» на подводном переходе через реку Уса проходили испытания ледорезного  оборудования четырех разных производителей. Испытания выявили ряд недостатков, и компания приняла решение  разработать собственную ледорезную установку, рассчитанную на толщину льда больше одного метра.

       По словам начальника Вологодского РНУ Игоря Гаврикова, аварии с выходом нефти связаны в основном с дефектами или «усталостью» трубопроводов. К счастью, таких ЧП не было на  «Северной» больше десяти лет,  однако простое везение здесь  ни при чем: в компании планомерно работают над заменой старого оборудования,  разработали  и реализуют комплексную программу  приведения объектов магистральных нефтепроводов в соответствие с современными нормативными требованиями. В частности, до 2020 года ОАО «СМН» планирует  заменить больше 379 километров  нефтепроводов, построенных из низконадежных марок стали и уложенных в 70-е годы прошлого века. При этом уже реконструированы 15 подводных переходов через реки (самые ранимые экосистемы), все  переходы  оснащены системами обнаружения утечек, которые в случае возникновения нештатной ситуации  тут же посылают сигнал на монитор диспетчера.  Кроме того, реальностью стала  постоянная  внутритрубная диагностика  всех 1,5 тысячи километров нефетепроводов, включая резервные нитки через реки.

       А в 2012 году коллектив ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» стал лауреатом конкурса «100 лучших организаций России. Экология и экологический менеджмент».  Жюри учитывало объем средств, вложенных  в природоохранные мероприятия, а также  итоги работы по  снижению негативного воздействия на окружающую среду.

По материалам статьи Элины Трухановой//Российская газета